Сотворение / Статьи / Неожиданное подтверждение от учёных
Неожиданное подтверждение от учёных…
Дорогие друзья!
14 мая 2021 года сдана в печать вторая книга-исследование о театре ДИКЛОН. Она называется «ДИКЛОН - театр Юрия Кретова».
А 18 мая 2021 года она получила неожиданное подтверждение от учёных Принстонского университета.
Но сначала о необычном театре ДИКЛОН. Необычном настолько, что невозможно определить даже жанр театра.
«Театр менял форму. Сначала – ритуально-мистериальный, затем – марионеточный, затем – клоунский. Менялся репертуар, менялись исполнители, директора. Невозможно определить жанр театра. Единственно, ДИКЛОН - театр Юрия Кретова» - Татьяна Кузютина, первый администратор театра. [1]
На театральном фестивале в 1990 году при обсуждении театроведами премьеры первого спектакля «Мерцание» член жюри Елена Викторовна Маркова сказала: "Создана новая пространственно-временная модель театра». (Е. В. Маркова, советский и российский театровед, педагог, автор книг и учебных пособий, крупнейший специалист по технике современной пантомимы, профессор кафедры зарубежного искусства Санкт-Петербургской Академии Театрального Искусства. Википедия). Позднее это подтвердил Лев Иосифович Гительман, крупный российский театровед, завкафедрой зарубежного искусства Санкт-Петербургской Академии Театрального Искусства (ныне РГИСИ) профессор, доктор искусствоведения, Академик Гуманитарной Академии. Автор книг по истории театра, статей о современном театре. Википедия.
Можно ли выразить отношение к мирозданию театральными средствами? Театроведы оказались полностью правы. Это, в буквальном смысле, пространственно-временная модель.
А время подтверждает слова о том, что это именно «явление». Вот что говорит актёр театра Виталий Казимирчик: «Один раз войдя в Диклоновскую игру - выйти из неё невозможно, она будет длиться и длиться. Я знаю, что даже после смерти она продолжится. И со временем в этом длительном процессе непрекращающейся игры возникает обширный масштабный взгляд на обыденные вещи; в результате воспринимаются пространственные, незаметные в жизни мелочи, которые наиболее существенны для именно этой самой жизни».
Первая книга «О природе движений ДИКЛОНА. «Не понимал, но видел…». Юрий Кретов» представляет собой развёрнутое теоретическое обоснование созданной модели. Объясняется феномен движений театра ДИКЛОН с точки зрения теоретической модели американского учёного Дьюи Бернарда Ларсона «Структура физической Вселенной. Ничего кроме движения», в которой описаны все известные первичные элементы физической Вселенной и поставлены в правильное положение по отношению к системе в целом. Мы сделали то же самое – поставили новую модель Кретова «в правильное положение относительно системы в целом». Новизна исследования в том, что оно касается движений живой системы – человека.
В нашей Вселенной ДВИЖЕНИЯ нет ничего кроме движения. Получается, что движение - это базовое понятие, и касается не только движений театра ДИКЛОН. Сюда входят вообще все движения, действия живого и неживого. Вплоть до движения мысли. И формула: «действие – это намерение, реализующее себя в результате», также, является рабочей формулой для любого действия, не только театрального.
Выборка базовых понятий системы Д. Ларсона.
Во-первых. Когда движение – это единственная составляющая физической вселенной, пространство и время уже не могут существовать по отдельности; они существуют только в связи с движением.
Первый вывод из постулатов – открытие естественной системы отсчета во Вселенной Движения, которая является движущейся системой, а не стационарной - очень значимое открытие. Движение есть всегда! Пустая вселенная движения невозможна.
Новизна модели театра Юрия Кретова в том, что открыто и показано движение, учитывающее, кроме гравитации, «вторую вселенскую силу» – естественную систему отсчёта (по Ларсону).
Кретов: «Мы с первых дней существования в театре знаем об источнике, который является для нас очевидным. Этот источник присутствует в каждом человеке. В каждом живом существе, даже в микробе. На уроке биологии нам рассказывали о каком-то виде жуков в Южной Америке. Когда они двигаются и встречают на своём пути дерево, то по своей глупости должны его снести. То есть как – по глупости? Значит, ему надо совершить огромную работу для того, чтобы «по глупости» снести дерево? Ещё тогда это показалось мне странным и весьма подозрительным. Уже тогда я начал предощущать, что движение – это что-то такое, существующее помимо нас».
Второй вывод.
Каждая единица движения состоит из одной единицы пространства в соединении с одной единицей времени. То есть, базовое движение Вселенной является движением с единичной скоростью (скоростью света)».
Напомним, что теоретическая модель Ларсона, обозначив границу между мирами разных скоростей (мир скоростей больше скорости Света, и мир низких скоростей (физический мир)), разделила движение на движение в пространстве и движение во времени.
А русский физик, профессор Симон Шноль, независимо от Ларсона пришёл к такому же выводу, опытным путём обнаружив момент перехода, когда движение из пространства переходит в движение во времени и вновь возвращается в пространство.
«Шноль увидел, (1) что условием осуществления таких «конформационных колебаний» должна быть близость состояния системы к фазовому переходу, к «критической точке», «когда радиус корреляций флуктуаций бесконечен».
(2) А любые физические, химические, биологические или радиоактивные реакции выглядят одинаково, если вы изображаете их в виде графика гистограммы в одно и то же время, хотя измерения выполняются в местах, удаленных друг от друга на тысячи километров. То есть каждый единичный атом, каждая единичная молекула и каждый энергетический импульс на Земле, одновременно проходит через одинаковое “мерцание” на крошечном или квантовом уровне.
Это глобальное «мерцание» структуры пространства-времени происходит повсеместно, одинаково и одновременно. Пространство и время кружатся в странном танце, влияя на всех нас в масштабе всей Земли.
Итак, именитые учёные-физики утверждают, что есть какой-то Источник во Вселенной, который «мерцает», задавая ритм всему живому и неживому на планете.
А режиссёр Кретов также обнаруживает этот Источник, только называет его «Природа». Он не устаёт повторять: «Природа, как она есть - это важнее, чем то, что мы по этому поводу думаем».
Он чувствует ритм «мерцания» Природы, «видит» момент перехода движения из пространства в движение во времени и обратно, и может «показать» это, индивидуальное для каждого человека, движение! Разве это не поразительно уже само по себе?
«Театр начался так», - рассказывает Виталий Казимирчик, актёр театра. «Юра встал перед нами и говорит: «Сделаем вот это и показал спиралевидное движение. Два месяца все бегали за точкой, пытаясь схватить это, простое только на первый взгляд движение. А спустя два месяца «ахнуло». Принцип «хождения за точкой» был схвачен, и открылась дверь в мир театра ДИКЛОН – пошёл первый спектакль. Спектакль «Мерцание».
В чём секрет «движений» актёров ДИКЛОНА? А секрет есть. Предупреждаем, что он не лежит на поверхности.
Перечислим основные выводы первой книги, на которые будет опираться продолжение исследования:
Во-первых. Обнаружен Источник ритма Вселенной, далее будем называть его «Природа».
Во-вторых. У Природы есть своё глобальное намерение. Формула: «Действие – намерение, реализующее себя в результате» действует на любом уровне иерархии. Следует обратить на это особое внимание.
В-третьих. Движение дискретно. Одна единица движения состоит из движения в пространстве и в движения во времени. «Мерцает», имея видимую и невидимую составляющую.
В-четвёртых. Всё наше исследование подвело нас к пониманию, что эти законы движения касаются не только театра, но и всей нашей обычной жизни. Искусство - это один из аспектов познания жизни.
А человечество – это «механизм действия» с точки зрения Природы (Источника).
Собственно, этому и будет посвящена вторая книга-исследование. Человеку. Человеку, как «механизму» Природы.
Предмет исследования, по-прежнему, театр ДИКЛОН.
Кретов: «Когда я был студентом режиссёрского факультета, мне казалось, что что-то не договаривается, или чего-то не хватает. Все доходчиво объясняли, однако недоставало понятий-первооснов… В институте я задавал много вопросов, и педагоги смотрели на меня с недоумением. Я все время обнаруживал неполноту определений».
В книге рассматриваются вопросы:
КАК организован механизм «мерцания» в человеке?
Какие системы организма человека обеспечивают движение?
Как соотносится намерение Природы с намерением каждого человека?
Человек – живой «механизм», созданный для реализации намерения Природы. Созданный действовать по формуле: «действие – это намерение, реализующее себя в результате».
Как формируется рисунок движений человека? Зажимы и импульсы.
Кретов. «ДИКЛОН - это образное мышление, а не логическое. …Есть предмет, который я осознаю. А за осознанием у нас в театре всегда следует осмысление, на которое требуется какое-то время, и которое может привести к какому-то выводу».
Задача данной книги – теоретически обосновать созданную новую модель театра, используя существующие научные концепции.
Исследование строится по принципу ДИ-КЛОНА. Двойственность.
Предлагается двойная канва: исследование от науки, и от Природы.
Собственно, нас интересует происходящее на грани: на грани пространства и времени, на грани физики и метафизики, на грани видимого и невидимого...
Цепочка может быть образно представлена так: явление (обнаруженное в театре) – независимое осмысление с помощью научных концепций (движение мысли в торсионном поле), а затем, непредвзятая проверка – есть ли нарушение движения мысли в рассуждениях.
Кретов: «Когда меня пригласили господа ученые я сказал математикам: вы можете рассчитать торсионное поле абстрактно, но вы никогда не рассчитаете направленность. Я могу нарисовать, как оно являет себя в направленности, но, зато, не могу просчитать.
Там, где я родился был такой Сережа. Когда ему давали математическую задачу, он сразу знал ответ. Я так не умею, как он. Но я могу по-другому: вы решаете задачу, а я говорю, где у вас ошибка. Где ваша торсионная структура мысли дает сбой. Где она нарушает принцип движения. Это я могу сказать…
Я мог бы нарисовать вашу мысль как она выглядит всякий раз. Мне однажды сказали: вы хотите сказать, что вы видите мысль, но не понимаете ее? Я говорю: а вы, когда слушаете француза, когда он выражает свою мысль, вы понимаете его? Это что-то аналогичное».
Очень давно, 30 сентября 2002 года, в театре «Остров», на открытии 16-го сезона спектаклем «Оранжевый сон Сальвадора Дали» Кретов отметил:
«Сегодня очень широко в зале представлена наука (физики, психологи, медики). Мне это очень приятно, потому что может быть впервые у нас такое количество ученых. Причем, ученых весьма серьезных, занимающихся прикладными видами. И это особенно приятно, потому что, когда приходят люди такого порядка они и в нас какой-то порядок могут организовать, подтолкнуть нас к этому порядку. И это довольно существенно сейчас. То, что мы делаем, мы осознаем, а вот помочь осмыслить - это предмет несколько иной. Поэтому, когда нам помогают это делать, мы с удовольствием внимаем тому, что нам подсказывают, и как это определяют».
Впоследствии, известные учёные Тихоплав В. Ю. – доктор технических наук, и Тихоплав Татьяна Серафимовна – кандидат технических наук, заинтересовавшись удивительными способностями Ю.В. Кретова – создателя, режиссёра и художественного руководителя театра «ДИКЛОН», целителя, входящего в «Элиту традиционной народной медицины и целительства», написали несколько книг в соавторстве с Юрием Васильевичем. В основном, это книги о человеке, о мироздании. В книге «О душе. Аструс. Идущие по пустыне» есть глава «О театре ДИКЛОН», где рассказано самим режиссёром о замысле театра, который «отражал бы образы подсознания в жестах, ритмах и спиралях». О театре движения.
Он говорит: «Город, находясь в постоянном движении, как будто танцует… Как мне кажется, основное средство выразительности в театре - это жест. Жест, выраженный в крайней форме, является танцем. То, о чём мы говорим, жестом выразить легче и масштабнее, чем словом».
«- Почему уникальные знания о мироздании стали даваться через повторение движений в театре? – спросили Тихоплавы.
Аструс. Что человек быстрее всего запоминает – слово или жест? Слово - в памяти интеллекта. Если махнуть рукой – жест ощущается кругом. Волна жеста всеобъемлюща. И зритель начинает это осязать даже с помощью запаха». [2]
Тогда, в 2016 году, при работе над книгой [2] начался процесс осмысления театра ДИКЛОН с позиции «сознание – подсознание».
Кретов: «Когда речь идёт о ведических практиках, то обычно движение идёт по какому-то пути, по какой-то структуре, по каким-то свойствам, по каким-то характеристикам. Мы в театре прошли этот путь, но мы не осознавали этого.
Осознав, по каким законам это действует в социуме, можно понять по каким законам организуется социальное общество, ячейка, группа, секта и т.д. Это может быть полезно для некоторых социальных наук».
Позже режиссёр подошёл вплотную к рассмотрению формулы технологии театра.
Из нашего диалога с Юрием Васильевичем (декабрь 2020г):
- Зачем понадобилось с научной точки зрения понять, расписать движения ДИКЛОНА?
Кретов: «Время потребовало…».
Но, как очень точно отметила Т. Кузютина:
«С какой бы стороны вы ни пытались подойти к театру – как зритель, критик или учёный (физик, врач) – останется чувство неудовлетворённости: какая-то сторона театра останется упущенной, а именно там и спрятана тайна! Можно ли этим как-то воспользоваться, или театр так и унесёт эту тайну с собой, оставляя всех, видевших его спектакли, с лёгкой улыбкой недоверия – «это было или не было?», и – «откуда они это знают?». [1]
А теперь информация от учёных Принстонского университета: «Открыт ранее неизвестный факт об электронах». Что полностью подтверждает, что тот «импульс», который «видит» Юрий Кретов, обнаружен приборами. И он имеет двойственную структуру!
Приводим сообщение полностью:
«Новое открытие может перевернуть наше понимание того, как электроны ведут себя в квантовых материалах в экстремальных условиях.
Ученые Принстонского университета изучили противоречивую теорию о строении электрона. В ходе экспериментов они получили свидетельство того, что этот знакомый всем строительный блок материи ведет себя так, как будто он состоит из двух частиц. Одна частица дает электрону его отрицательный заряд, а другая — магнитоподобное свойство, известное как спин.
(Спин (от англ. spin, букв. — «вращение») - Собственный момент импульса элементарных частиц, имеющий квантовую природу и не связанный с движением частицы как целого. Спином называют также собственный момент импульса атомного ядра или атома; в этом случае спин определяется как векторная сумма спинов элементарных частиц, образующих систему, и орбитальных моментов этих частиц, обусловленных их движением внутри системы. Википедия)
«Мы думаем, что получили первое неопровержимое доказательство разделения спиновых зарядов», — говорит Най Фуан Онг, профессор физики Юджина Хиггинса из Принстона.
Результаты ученых подтверждают предсказание, сделанное несколько десятилетий назад для объяснения одного из самых сложных состояний материи — квантовой спиновой жидкости. Во всех материалах спин электрона может быть направлен вверх или вниз. Но в случае с квантовой спиновой жидкостью спины не могут образовывать однородный узор даже при охлаждении, очень близком к абсолютному нулю.
Для математического описания удивительного поведения электрона лауреат Нобелевской премии физик Филип Андерсон, который впервые предсказал существование спиновых жидкостей в 1973 году, предложил свое объяснение: в квантовом режиме электрон можно рассматривать как состоящий из двух частиц, один несет отрицательный заряд электрона, а другой — его спин. Андерсон назвал вторую частицу спиноном». [3]
Литература.
[1] - Кузютина Т. «Маэстро застройщик» http://www.tihoplav.ru/notes02/note132.html
[2] – Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С., Кретов Ю.В. Книга о душе. Аструс. Идущие по пустыне, -Москва, «Издательство -Э», 2017.
[3] - «Открыт ранее неизвестный факт об электронах». https://hi-tech.mail.ru/news/54052-otkryt-ranee-neizvestnyy-fakt-ob-elektronah/?utm_campaign=main&utm_referrer=https%3A%2F%2Fpulse.mail.ru&utm_source=pulse_mail_ru